В едином квалификационном справочнике работ и профессий рабочих России содержится более семи тысяч профессий. Сколько сможете назвать вы? А сколько сможет назвать российский школьник? Едва ли десятую часть.
А между тем, подросток 14-15 лет, зачастую совершенно неожиданно для себя, оказывается перед сложным выбором – поступать в старшие классы школы, или в СПО? Если в старшие классы, то на какой профиль? Если в СПО, то на какую специальность?
Отложить выбор нельзя – ведь уже к началу девятого класса, а лучше еще в восьмом определиться – какие предметы сдавать на ОГЭ, чтобы поступить на предпочитаемый профиль, к каким экзаменам готовиться при поступлении в СПО? Сказать, что такой выбор застает восьмиклассника врасплох – не сказать ничего. Подросток судорожно начинает припоминать знакомые ему профессии, мысленно перебирает родственников, знакомых, которые трудятся в той или иной сфере, и в итоге что-то выбирает, рассуждая в большинстве случаев следующим образом:
«Мой дедушка работал машинистом, когда мне было пять лет, он прокатил меня на локомотиве, мне понравилось. Тогда я решил, что буду машинистом»
«Все мои друзья идут в колледж, учиться на менеджера, я хочу тоже пойти на менеджера, чтобы не расставаться с друзьями»
«Рядом с моим домом есть техникум, я буду в него поступать, чтобы не ездить далеко»
Из приведенных примеров видно, что выбор ребят носит ситуативный характер, не учитывает индивидуальные особенности самого подростка и требования профессии. А затем, начинаются отчисления: из СПО, из профильных классов школы, из ВУЗов… Это при том, что многие, даже осознав, что выбор неверен «терпят» до получения диплома – чтобы потом положить диплом в дальний ящик и больше о нем не вспоминать.
Разумеется, подобная ситуация требует изменения – случайный выбор образовательного маршрута вредит и ребятам, и учебным заведениям и работодателям.
Работая второй год в проекте «Билет в будущее» я вижу, что в процессе его реализации, учащиеся значительно расширяют свой кругозор – они имеют возможность посетить различные учебные заведения – узнать об особенностях обучения в этом учебном заведении от сверстников-студентов, побывать в учебных аудиториях и поучаствовать в характерных для специальности видах работ: сделать кирпичную кладку, заплести волосы, выпечь пряники. Попутно ребята узнают и о местонахождении учебных заведений, как до них добираться на общественном транспорте, что тоже немаловажно.
Экскурсии на предприятия города дают старшеклассникам возможность узнать о перспективах трудоустройства, о целевом обучении. Кроме того, побывав на производстве, ребята видят практическое значение школьных дисциплин: химии, физики, черчения.
За два года участия в проекте «Билет в будущее» учащиеся нашей школы неоднократно были на различных заводах и фабриках. И куда бы мы не пришли – всюду нам показывали чертежи изготавливаемых изделий. Во время экскурсии на швейную фабрику в одном из цехов, кто-то из восьмиклассников вздохнул: «И здесь чертежи!».
Экскурсии на предприятия, кроме прочего, способствуют преодолению ошибочных стереотипов – кто-то убежден, что на заводах не работают девушки, кто-то думает, что на швейной фабрике нет парней – приходим на предприятие и видим – есть, работают.
Таким образом, в результате участия в проекте «Билет в будущее» учащиеся имеют возможность сделать более осознанный выбор образовательного маршрута и будущей профессии, узнают о значимости школьных предметов для различных профессий, избавляются от устаревших представлений о профессии.
В свою очередь, благодаря более взвешенному подходу старшеклассников к выбору профессии – в ВУЗы и СПО будут приходить более мотивированные студенты, а процент юношей и девушек, которые, получив диплом, тут же забудут о нем станет снижаться – что положительно отразится на развитии экономики страны. Поэтому очень хочется верить, что проект «Билет в будущее» не исчезнет, а будет лишь развиваться, включать в себя все больше предприятий и образовательных организаций!
#моигоризонты
Автор статьи: педагог-психолог Гладких Екатерина Алексеевна